Главная

О правах и обязанностях в семье

Права и обязанности ребенка. Теория юридической науки гласит, что все люди, независимо от возраста, происхождения, расы и национальности, имеют одинаковые права и обязанности. Это значит, что, по сути, когда мы слышим фразу «права и обязанности ребенка», мы не имеем в виду что-то отдельное от общечеловеческих прав.

Равноправие всех детей. Уровень защиты прав человека в разных странах значительно отличается. То же самое можно сказать и о соблюдении прав детей. Права и обязанности ребенка РФ сегодня защищаются законодательно. Но не всегда. Как известно, уровень демократии в стране определяется уровнем защищенности людей. Права, обязанности родителей и детей в странах демократического толка (США, Великобритания, Канада, Германия и другие европейские государства) реализуются и соблюдаются на должном уровне. Да, мы говорим о правах и обязанностях как о едином целом. В обществе должен быть и порядок. Обеспечить его можно только тогда, когда люди выполняют все обязанности, возложенные на них государством и моралью общества. В случае невыполнения обязанностей группами людей возникает риск несоблюдения прав человека.

Законодательство о том, что собой представляют права и обязанности ребенка: Основным нормативно-правовым актом, который устанавливает правовую основу отношений в семье, а также отношение к детям в семье, является Семейный кодекс Российской Федерации. В отдельных разделах кодекса рассматриваются и конкретизируются права детей, права и обязанности родителей, вопросы материального обеспечения детей в случае развода. Также уделяется значительное внимание решению спорных вопросов об отцовстве. Каждый ребенок должен жить в семье и иметь родителей!

Воспитание в семье. Как уже подчеркивалось, личные права и обязанности ребенка гарантируются Семейным кодексом. Согласно статье 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Нормами этой статьи установлено, что он должен знать своих родителей. Воспитательная функция семьи обеспечивается через совместное проживание родителей и детей путем постоянной заботы отца и матери о них. Если семья не имеет достаточного воспитательного потенциала, законом допускается лишение родительских прав. Обычно дети изымаются из таких семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем, наркотиками или проявляют элементы насилия к детям. Также социальные службы часто лишают родительских прав тех граждан, которые не в состоянии обеспечить приемлемое состояние жилья, в том числе и санитарное. В советское время детей, лишенных родительской опеки, ждала одна судьба — интернат. Сегодня популярны семейные формы воспитания — опека, приемная семья или детский дом семейного типа.

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. В статье 55 СК РФ говорится о том, что ребенок имеет право общаться со своими родителями и другими родственниками по отцовской и материнской линии. Вроде бы все вполне логично и понятно. Некоторые люди могут сказать, что эту норму и не надо закреплять законодательно. Но ведь часто права и обязанности несовершеннолетних детей не соблюдаются в конкретных случаях. Например, когда мать и отец разводятся, далеко не всегда у ребенка сохраняется общение с одним из родителей. Ему навязывается определенное мнение о происходящих в семье событиях и о виновниках этих событий. Законодательство защищает права и обязанности ребенка, поэтому отец, в случае препятствования со стороны матери или ее родственников общению с ребенком, может отстаивать свои интересы в суде.

Основные права и обязанности ребенка должны быть защищены. Посягательства на права человека в нашей стране, к сожалению, явление распространенное. Например, в семьях иногда бывают моменты насилия. Известны случаи, когда отец или отчим против желания дочери (падчерицы) вступает с ней в половую связь. Права детей нарушают часто и государственные органы. Согласно статье 56 СК РФ, каждый ребенок имеет право на защиту своих интересов. Какие это могут быть интересы? Да самые разнообразные. Общение с друзьями, посещение кружков, гармоничное развитие в семейной среде, получение полной и быстрой медицинской помощи, получение образования (посещение детского сада или школы) и многое другое. Защита интересов детей — это обязанность родителей. Также дети, которые признаны дееспособными до достижения совершеннолетия, могут самостоятельно защищать свои интересы. Они имеют полное право даже выступать против своих родителей, если те ведут себя по отношению к ним ненадлежащим образом. Малолетние дети тоже не останутся без защиты. Если родители не выполняют свои обязанности и ребенку будет лучше не жить в биологической семье, то органы опеки всегда смогут провести необходимую работу.

Каждый ребенок может выражать собственное мнение. Ребенок всегда вправе иметь собственное мнение по любому вопросу, который касается его. В семье многие вопросы касаются детей, и каждый из них — это полноправный член семьи. Причем мнение ребенка не только принимается к сведению, но и в некоторых случаях фиксируется юридически. Самый яркий пример — это продажа семьей квартиры. Как известно, за ребенком в жилье закреплено определенное количество квадратных метров. Для того чтобы сделка состоялась, должно быть разрешение органа опеки и попечительства. Эти структуры должны следить за соблюдением интересов детей. До того как ребенку исполнится 10 лет, социальные службы принимают решение самостоятельно. Но после достижения им этого возраста даже эти службы обязаны учитывать мнение ребенка, который может и не согласиться на продажу квартиры. Родителям в таком случае придется договариваться с ребенком, предлагая ему какие-то лучшие варианты.

Каждый ребенок должен иметь фамилию, имя и отчество. СК РФ в статье 58 рассматривает личные права и обязанности детей. В ней говорится, что ребенок может быть зарегистрирован только с фамилией, именем и отчеством. По закону имя ребенку выбирают родители. Они должны в этом вопросе прийти к общему согласию.

Определение отчества ребенка имеет свои особенности. Если человек рождается в обычной полной семье, то отчество дается по имени отца. Например, отца зовут Алексей. Значит, ребенок будет иметь отчество Алексеевич или Алексеевна. Но в нашей стране сейчас много людей живут в гражданском браке, часто сходятся, расходятся. Много женщин относятся к категории «мать-одиночка». В таких случаях отец может быть записан в свидетельство о рождении ребенка со слов матери. Практика показывает, что в таких случаях имя биологического отца не всегда совпадает с отчеством ребенка. Фамилия дается человеку по фамилии родителей. Если они разные, то взрослые сами должны решить, на какую фамилию регистрировать своего малыша.

Какие права у детей есть в имущественной сфере? Главное имущественное право ребенка — это получать материальное содержание от родителей. Это естественно, ведь в первые годы собственной жизни никто физически не может зарабатывать деньги  себе на содержание. Да и для работы необходимы какие-то навыки… Родители обязаны содержать ребенка до достижения им 18-летнего возраста. Что имеется в виду? Содержание — это предоставление качественного питания, регулярная покупка вещей, хорошая обстановка в детской комнате. Если родители развелись, то ребенок имеет право на алименты от того из них, с кем он не живет, ведь обязанности по его содержанию лежат как на матери, так и на отце. Дети не имеют права собственности на имущество родителей, например, на квартиру, в которой проживают. Юридически возможность проживать в одном с жилье с родителями считается правом пользования. Имущество родителей переходит в собственность детей по праву наследования. Дети также могут иметь собственность. Что может в нее входить? Например, собственные доходы. Когда ребенку уже исполнилось 14-15 лет, он спокойно в свободное от обучения время может находить себе подработки. Родители не имеют права контролировать расход этих денег. Кроме этого, ребенок может покупать самостоятельно себе вещи. Имущество, полученное в наследство или по договору дарения, тоже считается частной собственностью малолетнего или несовершеннолетнего человека.

Обязанности детей и их отличие от обязанностей взрослых. Как известно, обязанности взрослых урегулированы законодательно. Это необходимость платить налоги в бюджет, обязанность защищать Родину (служить в армии), уважать государственные символы. Если говорить про права и обязанности детей кратко, то первые из них урегулированы законодательно, а вот вторые в основном регулируются нормами морали. Главное, чего требует от детей общество, — учиться. Получение среднего образования в нашей стране обязательно для всех. Фактически школа — это основное «место работы» для детей возрастом от 6 до 16-17 лет. Дальше человек может выбирать, учиться или нет. Образование может и закончиться получением школьного аттестата, но зачастую большинство детей продолжают обучение в ПТУ, техникумах или институтах. По мнению педагогов, родители должны вменить в обязанность детям старшей группы детского сада, младшего школьного возраста определенные работы по дому. Те родители, которые не считают необходимым нагружать своих чад домашней работой, ошибаются, потому что только с помощью труда можно воспитать человека обязательного и ответственного.

Воспитание – сложный многогранный процесс, в котором задействованы многие. Конечно, в первую очередь, это родители, на которых лежит самая большая ответственность. Также непосредственное участие в воспитательной деятельности принимают педагогические работники. Часть работы должна быть уделена разъяснению прав и обязанностей детей, ведь это необходимо для развития полноценного общества. Любой человек с детства должен знать правила, по которым живет общество, чтобы не позволять давать в обиду себя и не нарушать свободы других граждан государства.

Права и обязанности несовершеннолетних детей

  • первым правом, которым обладает каждый человек с рождения, является право на жизнь, ведь как только ребенок рождается, любые попытки причинить вред его здоровью преследуются по закону;
  • получение имени – это тоже право каждого, точно также как право на воспитание в семье и социальную защиту;
  • с детства у каждого имеются права на свободу и личную неприкосновенность, что подразумевает отсутствие серьезных наказаний, истязаний;
  • вопрос прав, обязанностей и ответственность детей напрямую касается вопроса образования, ведь каждому несовершеннолетнему гарантировано право на получение среднего образования, но при этом он обязан реализовать это право;
  • в ряде ситуаций, когда требуется помощь специалистов, например, докторов, психологов, дети имеют преимущество перед взрослыми в получении поддержки;
  • имущественные права и обязанности появляются у детей с раннего возраста, ведь они могут получать наследство или крупные подарки, но, действуют от имени ребенка взрослые представители;
  • выражать свое мнение, которое в определенных ситуациях учитывается даже в суде, тоже является одним из прав несовершеннолетнего.

Права и обязанности ребенка дома в основном устанавливаются родителями. Но, конечно, требования мамы или папы не должны противоречить действующему законодательству. Обычно в семьях дети обязаны делать следующее:

  • уважать родителей и прислушиваться к их мнению;
  • убирать в комнате (складывать игрушки, застилать постель, вытирать пыль);
  • помогать маме по ведению домашнего хозяйства, например, мыть посуду, выносить мусор.

В свою очередь, ребенок должен рассчитывать на уважение со стороны родителей и что они будут стремиться создать оптимальные и безопасные условия для его развития. Соблюдение семейных прав и обязанности детей способствует нормальному воспитанию.

Отдельно стоит отметить важность наличия обязанностей у несовершеннолетних, касающихся учебы в школе. Каждый ученик должен соблюдать дисциплину и не наносить вред материальному имуществу учреждения. Также школьники должны уважительно относиться к другим ученикам, чтобы не нарушать их прав.

Защита прав детей и подростков. Государство контролирует вопрос защиты прав несовершеннолетних.  Так, даже при обучении в школе данными функциями обладают учителя. Они не только обучают ребенка, но и проводят воспитательные беседы, классные часы. Если будет замечено какое-то нарушение в отношении прав одного из учеников, педагог обязан принять соответствующие меры. Социальные службы (органы опеки) контролируют соблюдение свобод, закрепленных за несовершеннолетними гражданами. Помимо этого, суды призваны выполнять такие функции. Но, конечно, в первую очередь защищают права ребенка его родители или попечители. Именно они должны заботиться о том, чтобы никто и ничто не мешало полноценному развитию подрастающего поколения, а при необходимости всегда могут обратиться за помощью к компетентным органам для разрешения ситуации.

 

Еще раз о правах и обязанностях в семье…

Конвенция о правах ребенка. Положение о том, что личности должно гарантироваться соблюдение ее прав, не подлежало сомнению в цивилизованных странах задолго до принятия в 1948 году Всеобщей декларации о правах человека. Но права ребенка как отдельной личности, во всем равной взрослому человеку, были продекларированы только в 1959 году, когда была принята Декларация о правах ребенка. Она сформулировала 10 принципов, обязательных для тех, от кого зависит жизнь и благополучие детей. В 1989 году была принята Международная Конвенция о правах ребенка. Она признала права детей наравне с взрослыми. Россия присоединилась к Конвенции и приняла все ее положения. Основные положения Конвенции о правах ребенка: Государство принимает на себя обязательства по охране жизни, здоровья и благополучия детей. Они признаются объектом особой заботы.

Права ребенка, продекларированные Конвенцией:

право на семью; право на защиту и заботу государства, если у ребенка нет родителей или они не могут выполнять свои обязанности; право на равенство;

право на образование;

право на свободное выражение своих мыслей;

право на собственное мнение; право на имя и на гражданство;

право на получение информации; право на защиту от насилия и от жестокого обращения;

право на медицинское обслуживание;

право на отдых и на досуг;

право на дополнительную защиту государства в случае особых потребностей, например, при инвалидности.

Забота о выполнении прав ребенка и о наилучшем обеспечении его интересов ложится в первую очередь на родителей или на лиц, их заменяющих. Как рассказывать ребенку о его правах и обязанностях?  Право на информацию, подтвержденное Конвенцией, делает обязательным предоставление детям всей информации о правах личности. Они должны знать о своих правах, и начинать разговор стоит уже в дошкольном возрасте. Долгое и скучное перечисление, скорее всего, не принесет положительных результатов. У детей есть защитное свойство психики не слышать то, что им неинтересно. Воспитание чувства собственного достоинства в каждой жизненной ситуации, умение решать проблемы с уважением к себе и окружающим гораздо больше даст для ребенка в отношении понимания его прав как личности.

Нарушения прав ребенка родителями. Начинать разговор о правах ребенка можно, если в семье права ребенка не нарушаются. Однако родители могут и не осознавать, что своими действиями они препятствуют соблюдению прав своего ребенка. Часто в поведении родителей появляются моменты, которые мешают общению с детьми и воспитанию в них самоуважения:

Преобладание приказов и предупреждений несет неуважение к ребенку;

Частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать;

Мораль, нравоучения и проповеди в сложных ситуациях вызывают у детей скуку и неприятие;

Готовые решения, навязываемые родителями, показывают, что ребенок не способен справиться с ситуацией сам, демонстрируют неуважение;

Постоянные нотации и лекции перестают действовать на детей;

Критика и обвинения вызывают у ребенка неуверенность в своих силах;

Догадки и интерпретации поведения ребенка заставляют его уходить от контакта;

Постоянные вопросительные предложения не дают почувствовать самостоятельность, нарушают личное пространство;

Сочувствие на словах, уговоры, применение одинаковых речевых конструкций в разных ситуациях заставляют ребенка почувствовать безразличие родителей.

В общении с детьми следует воздержаться от окриков, оскорблений, ругательств, демонстраций власти, пророчеств и угроз. Старая истина, что с людьми нужно обращаться так же, как хочется, чтобы обращались с вами, совершенно справедлива и в общении с детьми.

Начало разговора о правах и обязанностях детей. Началом разговора может быть частая ситуация с нежеланием маленьких детей делиться своими игрушками. В этом положении нужно построить общение так, чтобы оба ребенка поняли, что их право обладания своими игрушками не оспаривается. Одновременно следует показать, как важно уметь договариваться. Первый конфликт из-за желания иметь не принадлежащую ребенку вещь можно превратить в первый урок уважения к другому человеку и к его правам.

Сказки – помощники родителей. Хорошей помощью родителям будет опыт человечества, сохраненный в сказках. Ведь они – замечательная иллюстрация нарушения прав человека и последующего восстановления справедливости. Нужно не только читать сказки, но и обсуждать их с ребенком. Чудесные истории помогут удержать внимание малыша, а приключения героев — хороший материал для понимания правильности или неправильности их поступков. Сказки, наглядно демонстрирующие нарушения прав: «Золушка» — нарушено право на досуг и отдых; «Три поросенка» — нарушение права на неприкосновенность жилища; «Красная Шапочка» — нарушено право на неприкосновенность жизни. Список можно продолжить. Вековая мудрость, заключенная в сказках, поможет в ненавязчивой форме объяснить ребенку его основные права.

Рисование и воспитание. Еще одно действенное средство воспитания – рисование. Психологи советуют прибегать к этому средству как можно чаще. При помощи детских рисунков можно узнать о проблемах, о настроении, о переживаниях ребенка. Права и обязанности ребенка тоже можно иллюстрировать при помощи рисунков. Качество исполнения неважно, героями могут быть и животные, и люди, и растения. Нужно, чтобы родители ясно понимали то, что они хотят выразить при помощи рисунков. Можно в простейшей форме показать на рисунках права личности, а также нарисовать круг обязанностей родителей и ребенка. Для дошкольника, не умеющего читать, это будет наглядно и интересно.

Игра как способ воспитания. Ролевые игры являются одним из основных видов деятельности дошкольника. При помощи игры дети воспринимают и изучают окружающий мир, учатся общаться, решать возникающие проблемы. Игра имеет большое значение и для правового воспитания детей. В игровой форме ребенку можно рассказать о его правах и обязанностях. Родители должны твердо знать, что они хотят добиться в итоге. Игра – это очень серьезно. Беседы и убеждения влияют на детей меньше, чем игры.

Равные права — равные обязанности. Обязанности ребенка. Ребенок должен знать не только о своих правах, но и об обязанностях. Он должен хорошо понимать, что окружающие тоже имеют права, которые нельзя нарушать. Мама имеет право на отдых, значит, ей нужно помогать. У товарища есть право на защиту от жестокого обращения, — его нельзя обижать. Обозначенный круг посильных обязанностей должен формироваться у ребенка с самого раннего детства. Убрать свои игрушки после игры, налить кошке воды, отнести со стола посуду после еды, — обязанности несложные и выполнимые. Главное, чтобы они исполнялись регулярно и с минимальной степенью принуждения. С возрастом круг обязанностей будет расширяться. Но происходить это должно постепенно, чтобы ребенок мог справиться с их увеличением без напряжения. Пусть лучше ребенок имеет одну хорошо исполняемую обязанность, чем несколько выполняемых изредка. Он должен чувствовать ответственность за свое дело. Ведь воспитание чувства ответственности – одна из самых важных задач в педагогике.

Равенство в правах – равенство в обязанностях.  Уважение в семье – одно из главных условий воспитания. Родители, стремящиеся подавлять волю детей даже из самых лучших побуждений, добьются только внешнего повиновения. Знание о правах человека и ребенка — еще не значит их соблюдение. Взаимное уважение всех членов семьи, соблюдение прав не только ребенка, но и взрослых, выполнение обязанностей не только взрослыми, но и детьми, — правила, которых нужно обязательно придерживаться. Нужно четко обозначить круг обязанностей всех членов семьи, начиная с взрослых и заканчивая малышами. Это поможет вырастить людей, уважающих себя и окружающих.

В первый раз заговорив о правах и обязанностях ребенка, важно не прекращать обсуждение темы. Поводов может быть бесконечно много: каждый поступок ребенка – это почва для воспитательного воздействия…

 

 

 

 

 

Использованы материалы тематических семинаров

%d такие блоггеры, как: