Главная

Cочинение: несколько правил

Как у вас с сочинениями по русскому языку и литературе?
Не секрет, что многие старшеклассники не могут сформулировать основную мысль своего сочинения, привести аргументы, построить текст. Я совершенно уверена: если человек владеет универсальным алгоритмом создания текста и чётко ему следует, то ему не составит труда написать текст в соответствии с любыми требованиями. Именно этим базовым умениям и нужно учить прежде всего. Чем раньше начнём, тем лучше, можно уже в третьем-четвёртом классе.
Несколько обязательных правил:
1. Создавая текст, ребёнок должен, прежде всего, подумать о читателе: кому, зачем и что именно он хочет сообщить. Хорошо бы задуматься: как сделать так, чтобы текст захотелось читать, чтобы он стал интересен другим и тебе самому. Вот почему читающие дети пишут лучше: они умеют «вести диалог» с автором текста, «вычитывать» разные уровни текстовой информации.
2. Сразу написать хороший текст невозможно, необходим черновик и тщательная работа в несколько этапов. Прежде всего, нужно сформулировать основную мысль будущего сочинения, записать её. Затем выстраивать сам текст так, чтобы он привёл читателя к этой мысли.
3. Чтобы выстроить текст, обязательно нужен рабочий план — хотя бы в виде набора тезисов, пронумерованных по итогам размышлений и сбора материала. Если ребёнок не понимает, что такое план, зачем он нужен и как его составлять, он не сможет логически построить письменное высказывание (собственно, как и устное).
4. У автора должно быть чёткое представление об основных типах речи и о том, как строится текст: повествование, текст-описание и текст-рассуждение. Соединять разные типы речи в одном тексте нужно осмысленно.
5. Чтобы было, о чём писать, нужен пусть совсем небольшой, но собственный жизненный опыт. Совершенно необходим опыт читательский и зрительский! Отсутствие этого опыта тормозит процесс: дети действительно не находят, о чём писать, им негде найти примеры, чтобы подтвердить аргументы, они не могут анализировать и делать выводы.
6. Когда текст создан и записан на черновике, его нужно внимательно прочитать и отредактировать. Прежде чем учить ребёнка редактировать текст, стоит познакомиться с классификацией ошибок в содержании (фактические, логические и прочие) и в речи (неправильное или неточное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное повторение одного и того же слова или однокоренных слов в одном предложении или в нескольких рядом стоящих предложениях, стилистический разнобой и прочее).
7. Речь детей заражена канцеляритом. Несколько примеров из работ 10–12-летних авторов (в скобках отредактированный вариант). «У нас имеется отличная возможность отдохнуть». (Мы можем отлично отдохнуть.) «А вместе нам было интересно посещать такие заведения, как театр оперы и балета, музеи…» (А вместе было так интересно ходить в музеи, в театр оперы и балета.) «Мне очень понравилось пребывание на национальном празднике, а по завершении празднования нам вручили дипломы». (Мне очень понравилось участвовать в национальном празднике, а в конце ещё и получить диплом!) «В уютном, тёплом времяпрепровождении дома пролетел месяц». (Дома было так хорошо, тепло и уютно, что месяц незаметно пролетел.) «На сегодняшний день у меня много друзей». (Сейчас у меня много друзей.)

Что делать? Сформулировать главную мысль (а точнее, основные смыслы текста) — проблема серьёзная, но решаемая.

Научить писать сочинения ( любые тексты) можно, следуя методике:
1. дать универсальный алгоритм создания любого текста и помочь ему следовать;
2. научить редактировать текст и показать необходимость тщательной работы с письменным текстом;
3. обязательно учить читать и понимать текст, если ребёнок «нечитающий».

%d такие блоггеры, как: