Главная

Передача культурного кода: СМИ, музей, бабушка, семья…

Анна Ефимова

Мы любим включать детям исторические мультфильмы, потому что о сложных вещах в них нередко рассказывают понятнее, чем на уроке и в книгах. Но есть мнение,  что так делать не стоит. Вместо этого лучше создавать с детьми домашний архив и почаще оставлять их с бабушкой и дедушкой.

Мы живём в эпоху образовательной революции, когда знания обновляются быстро. Очень трудно определить, чему учить ребёнка. Он начинает знакомиться с историей ещё в детстве, но осмыслять её начнёт гораздо позже. К тому времени человек, который не занимается историей профессионально, может оказаться во власти СМИ. Многие из них трактуют исторические события на свой лад. В новой ситуации передача традиций от одного поколения другому разрушается. Жить по тем же заповедям, по каким жили раньше, невозможно. Наше поколение воспитывали так, что старших нужно уважать и слушать. А если этот старший пьяный и ругается матом? Как определить, что такое хорошо, а что плохо?

Привычная цепочка передачи ценностей продолжит разрушаться с исчезновением института бабушек. Раньше родители работали, а бабушка проводила с ребёнком большую часть времени и брала на себя то, что называют передачей культурного кода. Сейчас и представители старшего поколения трудятся (родителям не хватает денег, чтобы обеспечить детям достойное развитие, а бабушки помогают их содержать). И пока трудно сказать, что придёт на смену «институту бабушек»: сложно заменить то, что сформировалось несколько тысяч лет назад.

Ещё один способ осваивать культурные образцы — создание домашних архивов. Мы, к сожалению,  пользуемся ими недостаточно. Маленькие дети мало интересуются памятью семьи — документами и фотографиями, которые скапливаются у нас дома. Когда родители уходят из жизни, никто не помнит,  кто, когда и для чего  всё это делал. Большая часть таких домашних архивов исчезает, а то, что от них остаётся, уже ни о чём не говорит ни в воспитательном, ни в научном отношении.

Нет методики «передачи опыта поколений» как работы с детьми дошкольного возраста, за исключением отдельных подвижников вроде Дарвиновского музея в Москве. Сегодня в России эти институты памяти практически не участвуют в процессе образования и воспитания дошкольников.  Детские сады, которые работают с ними, скорее исключение из правил. Этим мы отличаемся, например, от европейских стран, где такая методика используется повсеместно. Там в музеях есть должность педагога по работе с детьми (museum educator).

В России закон об образовании противодействует использованию ресурсов музеев. Если педагог ведёт туда группу детей, то документально эта деятельность  не считается образовательной, потому что он не сотрудник музея. Даже если группу детей по музею поведёт экскурсовод, статус деятельности останется прежним.

В итоге — историческую память детям прививает семья… А как делаете это Вы?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: