Главная

Ориентировочный тест Керна-Йирасека (дети 5-7 лет)

Цель: определение уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Задачи: проведение тестирования детей дошкольного возраста; использование модифицированного теста Керна-Йирасека; работа с родителями детей дошкольного возраста.

Важным итогом развития ребёнка старшего дошкольного возраста становится психологическая готовность к обучению в школе.
Основой школьной зрелости является базовая личная сформированность ребёнка. К этому возрасту ребёнок осознаёт свою половую принадлежность, ориентируется в семейно-родственных отношениях, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками, имеет навыки самообслуживания, умеет подчинять своё поведение ситуации. Большинство детей этого возраста обладают рефлексией, выступающей важным психическим новообразованием. На её основе формируется другое важное новообразование — соподчинение мотивов деятельности. Более сложной становится структура сознания. Все эти изменения свидетельствуют о большой личностной зрелости ребёнка.
В характеристику данного возраста входит и представление о ведущей деятельности, внутри которой осуществляется развитие детской психики. В каждом возрасте выделяется своя ведущая деятельность. В интересующий нас возрастной период ведущей деятельностью является игра (в дошкольном возрасте) и учение (в младшем школьном возрасте).
Но только при наличии учебной мотивации ребенок становится субъектом учения, а учение – его целенаправленной деятельностью.
Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Обе эти потребности способствуют возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде — внутренней позицией школьника. Данное новообразование имеет очень большое значение, ведь внутренняя позиция дошкольника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. «Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей.
Поэтому определение значений такой переменной, как «готовность к школе» становится все более актуальным для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, воспитателей, родителей.
В решении вопросов готовности к школе можно выделить два подхода: педагогический и психологический.

Сторонники первого подхода определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: считать, читать, писать и т.п.
В основе психологического подхода лежит предположение о том, что готовность к школе определяется показателями общего психологического развития дошкольника. В рамках этого подхода наблюдается широкий спектр различных взглядов на доминирующую роль тех или иных характеристик и факторов психики.

В подходе, ориентированном на диагностику общей школьной зрелости (психологической готовности), выделяют следующие сферы и признаки:
1. Эмоциональная — проявляется в хорошей эмоциональной устойчивости и использовании эмоциональной емкости при мотивировании школьных занятий.
2. Интеллектуальная — проявляется в дифференцированности восприятия (перцептивная зрелость), преднамеренной концентрации внимания, аналитическом мышлении (способности постигать существенные признаки и связи между различными явлениями, воспроизводить образец), логическом запоминании, рациональном отношении к действительности (относительное ослабление значения фантазии), интересе к новым знаниям, овладении на слух разговорной речью, способности понимания и применении символов, зрительно — двигательной координации.
3. Социальная — проявляется в потребности общаться с другими детьми, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности выполнять роль школьника в ситуациях школьного обучения.

Подход к диагностике общей школьной зрелости (психологической готовности) реализован в тесте Йирасека-Керна, который состоит из нескольких  заданий (субтестов):
1. рисование мужской фигуры;
2. копирование предложения;
3. срисовывание группы точек.
Выполнение заданий требует развитости тонкой моторики рук, а также скоординированности зрительного восприятия и движения рук.
Первый субтест проводит ориентировочную оценку общего уровня умственного развития.
Второй и третий субтесты диагностируют способность ребенка прилагать волевые усилия для выполнения малоинтересного задания, усидчивость, понимание принципа “ подражание образцу и овладение им.

Результаты обследования позволяют с достаточной долей точности оценить уровень готовности ребенка к школе. И являются материалом для работы с индивидуальной родителями (обсуждение, консультирование,  рекомендации, коррекция, терапия).

%d такие блоггеры, как: