Главная

Лето: школьный список для чтения

Как помочь ребёнку справиться с летним списком книг для чтения? Чтение это не та задача, которую нужно выполнять стиснув зубы, в идеале художественная книга — приятное занятие.
Если для родителя важно, чтобы ребёнок прочитал всё из школьного списка, ему будут полезны несколько техник.
Многим папам и мамам летом не хватает школьной нагрузки, и они очень стараются как-то восполнить эту нехватку: предлагают подтянуть физику, выписывают в тетрадь «увлекательные задачки»,  раскапывают в интернете список литературы для N-го класса. Причём в тех родительских списках вечно оказываются достаточно суровые произведения.

С родительскими — самыми лучшими — советами всегда так: чуть пережал — и видишь, что ребёнок вместо интереса испытывает скуку, а то и отвращение. Особенно если человек не очень любит школьную литературу и пытается всеми силами забыть о том, что в его жизни вообще существует школа, хотя бы в каникулы. Как же быть?

1. Составьте свой список
Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, составить с ребёнком свой, альтернативный. В конечном счёте  цель не в том, чтобы ребенок запомнил последовательность событий в пьесе Фонвизина, а чтобы научился получать удовольствие от текста, находил в нём что-то своё,  в целом приобщался к книжной культуре. Когда ощущаешь себя читателем, берёшься и за странную научную фантастику, и за Шекспира, и не видишь трагедии, когда тебе предлагают список от Марьиванны (трагедия была у Шекспира, а здесь просто стихи о природе). Так что «Летний список от…», куда ребенок включил книжки, которые ему понравились за лето, с точки зрения долгосрочных педагогических целей гораздо лучше, чем вымученные несколько книг от перечня учительницы. Здесь человек не только прочитал, но и «сформировал собственное отношение к прочитанному» и даже как-то его выразил. Пусть и фразой «Записки охотника — полная дичь».

Однако если ваша цель — конкретный список, вот что может помочь.
2. Давите на актуальность
Литература полна вечных проблем, которые, скорее всего, уже волнуют ребёнка, просто он с такого ракурса их не рассматривал. Не нужно говорить с шестиклассником о тяжёлой доле крестьянства и о том, как это отразилось в лирике Некрасова. Где шестиклассник, и где крестьянство? Говорите о чувствах, о неразделённой любви, о самопознании и поиске себя, о конфликтах со старшими. Весь современный театр, переодевая Джульетту в кроссовки и вручая Ромео смартфон, как бы говорит нам, что антураж не так уж важен. Намекните, что «Кавказский пленник» лучше, чем папины научные работы по вопросам политики. У Толстого наглядно показаны две стратегии, которые можно использовать, встречаясь с трудностями, одна из них — точно успешная. «Робинзон Крузо» — книга, которой можно эффективно лечить депрессию. Она оставляет ощущение, что ты сильнее обстоятельств. «Обломов» — история о психологии дауншифтинга, очень близкой школьникам, особенно после экзаменов. Не бойтесь смелых трактовок, лучший разговор над книгой — тот, который полон свободных аналогий с реальной жизнью.

3. Не стесняйтесь бодрых синопсисов (изложения в общем обзоре, без подробной аргументации и без детальных теоретических рассуждений)
Удивительное дело: вся развлекательная индустрия вовсю заманивает потребителей, обещая им яркие переживания и немыслимые восторги, а литература в это время довольствуется скромной аннотацией: «В книге поднимается проблема выбора…» Пора исправить недоразумение. Скажите, что Чехов уморительно смешон.  «Вия» ни в коем случае не нужно читать на ночь, ведь Гоголя являет нам одно из самых загадочных чудовищ мировой монстрологии — существо с железным пальцем и веками до пола. Пушкинский «Гробовщик» — суперхоррор, покажи такой в кино, он, затмит «Оно». А «Барышня-крестьянка» или «Метель» — восхитительные любовные мелодрамы с хеппи-эндом.

Посмотрите, как ловко педагог-словесник Сергей Волков интригует учеников в случае, например, с «Преступлением и наказанием»: «…Вас гарантированно будет бить озноб и прошибать пот; вам подсунут самые простые на вид и самые страшные вопросы, которые никак не может решить человечество; например: почему все хорошие люди не могут убить всех плохих — ведь тогда на земле уничтожится зло?»
Обрывайте рассказ о содержании на самом интересном месте: «Стоя на карауле, часовой слышит крик о помощи: кто-то тонет. Он знает, что под страхом смерти не имеет права уйти с поста. Но как же тонущий? Неужели солдат оставит человека в беде?» И всё — дальше пусть ребёнок сам читает Лескова, рассказ-то небольшой («Человек на часах»).

4. Привяжите книгу к опыту ребёнка
Летом все всё время куда-то едут. Включите книгу в процесс подготовки к приключению. Пусть литература ассоциируется с насыщенной жизнью, а не с классным кабинетом.

Едете в Грецию? Прекрасно, Даррелл с «Моей семьёй и другими зверями» расскажут, чем там заняться. Отправляете подростка во французский образовательный лагерь? К путёвке прилагается «Собор Парижской Богоматери»: без этой книжки не так интересно осматривать остров Ситэ. Может, вы задумали отпуск на американском континенте? Майн Рид и Фенимор Купер только и ждут случая. Ну хорошо, вы не поехали в Америку, просто ребёнок без ума от вестернов и всё время играет в ковбоев на даче. Всё равно вы уже знаете, какие книги положить на тумбочку у кровати, рядом со скальпами бледнолицых. Завели собаку? Ого, сынок, у меня есть отличное пособие, которое поможет проникнуть в собачьи мысли. Доставайте скорее «Сапсана» Куприна и «Дневник фокса Микки» Саши Чёрного. Человек скучает на даче и фантазирует про домовых? «Бежин луг» — самое чердачно-дачное чтение, особенно приятное, когда за окном туман, а рядом отчего-то поскрипывают половицы. «Детство Никиты» — душевная книга, чтобы в неё провалиться, нужно просто оказаться в доме, которое семья зовёт «усадьбой»… Под яблоней… С фарфоровой чашкой чая…

5. Используйте социальное давление
С тех пор как гики (человек, чрезвычайно увлечённый чем-либо; фанат. Изначально гиками именовали людей, увлечённых высокими технологиями: компьютерами и гаджетами), просто умные ребята и прочие ботаники стали модными,  влиять на детей с позиции «доброе и вечное» стало проще. Организуйте в семейном или школьном чате марафон «20 книг за лето» и выкладывайте туда названия прочитанных книг. Вот увидите, амбициозные ребята на ограничатся Сетоном-Томпсоном: чтобы поразить публику, можно ковыряться и со сложными произведениями. «Гляди-ка, Петя прочитал Рабле, а Наташа — Бальзака!» — пусть среда сверстников действует благотворно. Если ребёнок готов делиться впечатлениями о прочитанном, помогите ему снимать видео или записывать подкасты. Некоторые читают книжку, чтобы потом об этом рассказать товарищам.

6. Создайте культурный фон
Значительная часть школьных списков — это произведения для развития общего кругозора: русские и зарубежные сказки, мифы Древней Греции, произведения об ундинах и Роландах. То есть, конечно, можно не знать сюжетов, но ориентироваться в мире будет трудно. Отсылки встречаются на каждом углу: то в песнях, то в книгах, то в архитектуре. Такие штуки лучше не оставлять на откуп ребёнку, а помогать. Даже небольшой отрывок «Илиады» Гнедича у школьника пойдёт туго. Совсем другое дело, если папа с детства играл с тобой в Троянскую войну, мама называет тебя Еленой Прекрасной, а в музее у тебя есть любимое изображение Афины. Благо сказки и мифы можно читать ребёнку вслух, можно смотреть фильмы по их мотивам, ходить на спектакли и даже разыгрывать дома перед бабушкой небольшие представления. Это удобно — сюжет уже несколько столетий в ходу и совсем не испортился.

УДАЧИ! Инна Прибора

 

%d такие блоггеры, как: