Главная

Дети и КНИГА

Наступила эра информационной цивилизации. Быстрое развитие информационных технологий поставило вопрос о роли книги и чтения в обществе.Информационная машина подчинила себе мозговую и духовную деятельность человека, превратила чтение в технологический процесс поиска и пол учения информации. Без компьютера уже трудно представить жизнь современного человека, он незаменим в любой сфере деятельности человека.
Однако книга также обладает своими несомненными преимуществами, которые позволяют говорить о том, что она еще долго будет существовать наряду с небумажными носителями информации.
Резкий спад качества чтения детей заставляет серьезно задуматься о проблеме чтения подрастающего поколения.
Компьютер и телевизор отняли время на чтение, а чтение в семье в силу разных причин сошло на «нет».
Эти негативные явления отрицательно сказались на духовно-нравственном и интеллектуальном развитии.
Снизилась культура речи и поведения детей. Тенденция такова, что мы можем вернуться в неграмотную Россию начала XIX века.
Чтобы вернуть интерес к чтению, надо вернуть воспитание в общество и в семью. Ребенок, прежде всего, принадлежит своим родителям, семье. Первые знания о себе и окружающем мире, первый опыт отношений, первое представление о нормах и ценностях ребенок приобретает в семье. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно в семье закладываются основы отношений с миром. В общении с родителями по поводу прочитанного ребенок осваивает нравственно-эстетические ценности. Так, у читателей младшего школьного возраста проявляется стремление утвердить возникающие чувства, суждения, ценностные ориентации путем сравнения своих читательских оценок и мнений с оценками и мнениями родителей.
Надо развивать любовь к чтению еще в дошкольном возрасте. Ребенок с раннего детства узнает волшебство книги.
Сначала овладевает приемами рассматривания, затем навыками чтения и только потом техникой. Нет техники чтения – и школьник уже не может прочесть «большие книги». В результате он не будет сопереживать героям, ни представлять их образы, и в конце потеряет интерес к чтению. Вот результат того, что мы поздно начинаем прививать любовь к книге.

  • Маркеры позитивных и негативных влияний чтения на развитие детей
    развитие личностного потенциала   —  зависимость
    язык (образность, грамотность)    —   неразвитость речи
    культура речи, вкус   — снижение общей культуры, знаний
    умение работать с литературой     —   инфантилизм пои
    формирование внутреннего мира  —   внешнее событийное участие
    создание образа-Я, жизненного идеала- неадекватность восприятия себя, мира
    развитие фантазии   —   пассивное участие
    морально-нравственная основа  —   нестабильность, инфантильность
    эмоции  (сопричастность, сочувствие) —  флегматичное отношение
    нестандартность, креативность мышления —  психологическая и физическая зависимость
    глубина знания  — сценарий наблюдения
    внутренний потенциал, внутренняя работа —  поверхностность знаний, внутренняя пустота                                                                                                      любопытство к жизни через образы и размышление  — скука, переполненность
    развитие индивидуальности  — стандартность

Аудиоформаты – это снижение слуха, тактильного и чувственного восприятия, внутренней и внешней организации, напряжение мозговой и психической деятельности (волновое воздействие), снижение био- и жизненного ритма изменение мозговой деятельности, снижение зрения, скалиоз, остеохондроз
Зависимость от гаджетов: быть занятым (кто-то организует тебя) и быть продуктивным (сам можешь многое) — не одно и то же!
Желательно реализовывать программы приучения к чтению, — ожидаемые результаты: престиж чтения среди учащихся, повышение уровня мотивации чтения, возрождение традиций семейного чтения, обобщение и распространение опыта, выработанного в ходе реализации программы.
Как ребенку привить любовь к чтению: советы и замечания
Мудрые люди еще тысячу лет назад замечали: нельзя требовать от других того, чего не в состоянии дать ты сам. К сожалению, большинство причин детского равнодушия к книгам нужно искать в семье.
Ребенок не видит в чтении никакой ценности – ни информационной, ни культурной, ни развлекательной. Собственно, как ему это увидеть, если в его семье человек с книгой в руках – редкое явление.
У ребенка слишком много соблазнов для другого времяпрепровождения. Планшет, компьютер, сотовый телефон, игровая приставка появились в его жизни гораздо раньше, чем книги. Попытайтесь по максимуму исключить из своей жизни современные гаджеты. Установите правило: телефон – для разговоров, компьютер – для работы. Телевизор – только по необходимости.
Допустим, вы книгоман. Чтение – ваше любимое занятие. И тем страннее вам кажется нелюбовь к книгам собственного ребенка. В данном случае истоки проблемы очевидны: вы не являетесь для него авторитетом, другом, близким человеком – тем, к чьему мнению следовало бы прислушаться. Вы не умеете общаться со своим ребенком «по душам», а он не верит вам, что чтение необходимо и полезно.
Вы так старательно воспитываете из своего ребенка вундеркинда, что сил на чтение для души у него не остается. Секции – спортивная и музыкальная, уроки иностранного языка и рисования – в детском расписании нет ни одной свободной минуты. Ребенок только и мечтает о том, чтобы поиграть с друзьями или побездельничать в одиночестве. И ему совсем не до книг. Он просто устал.
Вы навязываете чтение своему ребенку. Он то и дело слышит фразы вроде «пока не прочитаешь главу, гулять не пойдешь». Неудивительно, что чтение воспринимается им в лучшем случае как довольно обременительное занятие, в худшем – как наказание.
Чтение как процесс дается ребенку с трудом. Может, он и хотел бы получать от него удовольствие, только читает он плохо, многие слова для него непонятны. Беря в руки книгу, ребенок чувствует себя недостойным ее. Плохим и глупым ему быть не хочется, поэтому он старается избегать лишних встреч с художественными произведениями.
Приучайте ребенка трудиться и любое начатое дело доводить до конца. Казалось бы, какое отношение эта способность имеет к чтению? Ответим: самое непосредственное. Чтение – это такой же труд, который требует определенных усилий. Если ребенок ленив, то вряд ли ему захочется открывать книгу.
Читайте ребенку перед сном. Только постарайтесь сделать так, чтобы этот процесс был не обязательной рутиной, а любимым ритуалом. Читайте эмоционально, вдохновенно, «вкусно». Пусть ребенок чувствует, что знакомство с книгами – это увлекательное путешествие, которое является не наказанием, а наградой.
Пусть ребенок читает вслух вам. Схитрите: допустим, вы заняты какими-то неотложными делами. Почему бы ребенку не развлечь вас чтением? Заодно потренируется в технике, а после – заслужит похвалу.
Обсуждайте с ребенком прочитанное. Даже если он вас не спрашивает о том, что вы сейчас читаете, все равно делитесь с ним впечатлениями о сюжетных перипетиях, характерах героев, мотивах их поступков. «Знаешь, я сейчас читаю одну книгу, мне интересно, что ты думаешь по поводу…»; «Главный герой сделал очень сложный выбор, а как бы ты поступил на его месте…» – чем не начало семейной литературной дискуссии?
Не заставляйте ребенка любить книги насильно. Ему и так достается от школьных учителей с их обязательными программами по литературе. Если и вы еще станете цербером, то ребенок не проникнется таинством чтения никогда. Тем более ни в коем случае нельзя делать книги наказанием за проступки, мол, виноват – теперь сиди дома и читай. Нужно придумать, как вывернуть ситуацию наизнанку: поступил плохо – значит, будешь лишен чтения.
Помогите маленькому человеку найти «свои» книги. Он не обязан любить ту литературу, которая нравилась вам в его возрасте, ведь у него свои вкусы и предпочтения. Неинтересное ему и в школе предложат с избытком, а домашнее чтение должно быть исключительно для души. Предложите ему литературу, исходя из его собственных интересов. А еще лучше – позвольте ему самому сделать выбор.
Регулярно посещайте книжные магазины. Позвольте ребенку понять, как это интересно – бродить вдоль стеллажей, перебирать страницы, вдыхать запах свежих книжных переплетов. Покажите ему, где размещаются аннотации к изданиям. Пусть он сам выберет и купит ту книгу, которая его заинтересовала.
Устраивайте семейные чтения. Сделайте их альтернативой совместного просмотра ТВ-программ. Да, ломать устоявшиеся привычки непросто, но наградой вашим усилиям станет однажды заданный вашим ребенком вопрос: «А мы будем сегодня читать?» И пускай книжная история прервется на самом интересном месте. Тогда велик шанс, что ребенок будет с нетерпением ждать встречи с ней. А может, сам захочет узнать развязку и дочитает книгу самостоятельно
По большому счету, привлечь внимание ребенка к книге не так уж и трудно. Гораздо сложнее это внимание удержать. Некоторые педагоги советуют строить художественные мосты между литературной и реальной жизнью. К примеру, можно сравнивать героев книг с людьми из жизни или проецировать сюжетные линии на окружающую действительность. Еще можно совместить чтение с другими увлечениями ребенка: заняться иллюстрированием или инсценированием книжного мира.
Что касается дневника чтения, который иногда рекомендуют вести учителя, то это весьма спорный момент. С одной стороны, записи о прочитанном дисциплинируют. С другой – делают чтение таким же обязательным занятием, как и выполнение школьного домашнего задания. В этом случае удовольствие от знакомства с книгой ребенок вряд ли получит.
Если вы всерьез намерены наладить отношения своего ребенка с книгами, то будьте последовательны. Это процесс непростой и небыстрый. Но, чтобы прийти к желанному результату, требуйте с себя не менее строго, чем с детей. И помните: врожденная любовь к чтению – это миф. Это чувство можно только воспитать, так что все в ваших руках.

(Использованы материалы Интернета, наблюдения, практические занятия)

%d такие блоггеры, как: