Главная

Формирование УУД у детей дошкольного возраста в формате реализации общеразвивающих дополнительных программ

Формирование УУД у дошкольников можно проследить на примере процесса реализации дополнительной общеобразовательной программы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Злюка, Бука, Смешинка и другие» (социально-педагогическая направленность). Программа создает условия для эмоционального становления и дальнейшего взросления ребенка, активизирует  формирование навыков понимания, принятия, сопереживания эмоциональным состояниям других людей, развивает универсальные учебные действия,  воспитывает  отношение к базовым ценностям.

Задачи программы:

  1. Личностные (воспитательные): воспитание навыков культуры коммуникаций; воспитание гуманизма; получение опыта положительных взаимоотношений; формирование нравственных представлений (толерантности, дружбы, оказания помощи товарищам, желания трудиться сообща).
  2. Метапредметные (развивающие): научить обсуждению и «проживанию» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства; повысить эмоциональную устойчивость ребенка, что поможет ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия; дать более яркий опыт проживания в формате занятий позитивных и негативных эмоций.
  3. Образовательные (обучающие): научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, адекватно выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; опосредованно познакомить с навыками релаксации и саморегуляции; создать условия для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием.

Программа строится на основе дидактических принципов:

— психологической комфортности (создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально комфортные условия образовательного процесса);

— деятельности (каждое новое знание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открытия» ребенком особенностей и свойств изучаемых состояний, предметов и явлений);

— целостного представления об окружающем мире (каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира);

— вариативности (предоставляет ребенку право собственного выбора действия);

— непрерывности (обеспечивает преемственные связи на уровне содержания, методологии и методики развития и воспитания личностных качеств на всех ступенях образования).

Полученные знания, умения и навыки ребенок имеет возможность закреплять в повседневной жизни, в семье. Для этого ведется работа с родителями: существует система домашних заданий на время каникул (с участием взрослых), проводятся совместные и открытые занятия, поддерживаются постоянные личные контакты с семьей каждого ребенка (советы, мнения, консультации, лекторий, стендовое просвещение и материалы для родителей на сайте учреждения).

Программа реализуется в области «Развитие и воспитание», интеграция образовательных областей прослеживается в использовании на занятиях материала по изучению окружающего мира, особенностей коммуникаций,  развитию речи детей,  охватывает следующие области образования и развития: «Социализация и коммуникативное развитие», «Интеллектуальное развитие», «Речевое развитие», «Художественное развитие», «Физическое развитие».

Приемы, методы, формат  обучения. Мини-лекция. Мини-тренинг, ролевой тренинг. Беседа, диалог, монолог. Кукольный театр. Физкультурно-двигательные  паузы. Чтение вслух, пересказ. Устное сочинение. Групповое обсуждение. Рисунок, коллаж, аппликация. Театр мимики и жеста. Голосовые упражнения. Танце-двигательные упражнения. Медитативные и релаксационные упражнения. Домашние задания. Просмотр фото и видеоматериалов, диафильмов, презентаций. Тестирование, анкетирование, проведение опросов, рисуночная диагностика, наблюдение.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. В процессе освоения программы с детьми проводится работа по закреплению (вспоминаем, рефлексия) и выявлению навыков использования в быту (специальные игровые занятия — «экзамены», рабочие диагностические моменты)  полученных знаний. Оценка эффективности программы прослеживается на основе диагностики детей по следующим проявлениям: общая информированность, наблюдаемые личностные характеристики, индивидуальные поведенческие реакции,  умение практического применения полученных знаний, общая активность на занятиях.

По завершению работы по программе дети должны:

— иметь пространственно-эмпирическое  и представление о мире,

— знать об общих процессах (природных, социальных, личностных),

— иметь представление о  формах и видах социальных отношений,

— знать и применять правила поведения в коллективе, обществе,

— уметь предоставлять свои умозаключения,

-уметь практически применять знания через поведение, навыки, отношения,

— иметь статус  активного участника группы,

-иметь практические навыки совместной  (групповой) и индивидуальной творческо-мыслительной работы.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы. Для подведения итогов реализации образовательной программы оценочные данные заносятся в бланк оценки успешности освоения программных знаний по общим результатам специальных занятий, наблюдений, анкет, сведений от родителей.  Диагностика детей проводится  дважды  в течение учебного года.

  1. В начале учебного года (анкеты родителей, наблюдения на первых занятиях). В течение прохождения программного материала проводятся занятия — «экзамены», итоговые занятия по темам, существует обратная связь от родителей, ведется журнал индивидуального наблюдения за детьми на занятиях.
  2. В конце прохождения программы (занятия — «экзамены», совместные занятия с родителями, анкеты родителей, наблюдения на занятиях).

Критерии отслеживания результативности — общая информированность, индивидуальные поведенческие реакции, наблюдаемые личностные  характеристики, умение практического применения полученных знаний, общая активность на учебных занятиях.

Оценка успешности освоения программных знаний по критериям.

1.Распознавание эмоционального состояния другого человека (по мимическим изменениям; позе, жесту, выразительным движениям; интонации, громкости, эмоциональной окрашенности голоса).

  1. Умение осознавать собственное эмоциональное состояние (вербально описывать, определять причины поведения).
  2. Умение самостоятельно находить конструктивные решения для выхода из негативного состояния, навыки оказания помощи другому человеку, находящемуся в негативном эмоциональном состоянии.
  3. Степень эмпатии, способности к сопереживанию.
  4. Статус активного участника группы (навыки групповой и индивидуальной творческо-мыслительной работы).

Оценка проводится по 3 уровням освоения программного материала: базовый, средний, высокий.

Наименование           Уровень®                                 

 критерия¯

Базовый

(1)

Средний

(2)

Высокий

(3)

 

(1)общая информированность

 

Имеет некоторые представления о мире, процессах, правилах Достаточный уровень представлений, определенный устойчивый объем информации Большой запас информации, умение логически объединить знания и представления
(2)  индивидуальные

поведенческие реакции

Частая смена поведения, наблюдаемая агрессия-робость, закрытость Поведение нормальное, иногда проявления агрессии, мало контактов с детьми Доброжелательность в отношениях, открытость, высокая степень эмпатии
(3)

наблюдаемые личностные

характеристики

 

Рассеянное внимание, отсутствие интереса, нет навыков для работы в группе, плохая память, отсутствие дисциплины, неконтактен Временно устойчивое внимание, средняя степень усидчивости, избирательная память, дисциплина стимулируется, хорошие отношения с группой Внимателен, любопытен, настойчив, усидчив, хорошая память, дисциплинирован, активен в коммуникациях
(4)

умение практического

применения полученных знаний

Использует имеющийся личный опыт, неохотно использует новые полученные знания, навыки Не всегда применяет полученные знания и навыки Активно применяет все новые знания и навыки
(5) 

общая активность на  учебных занятиях

Активен в определенных ситуациях, работает под контролем Активность постоянно надо поддерживать индивидуально, хороший исполнитель Активность высокая, лидерские качества

Изменение показателей на более высокие — есть успешное принятие и усвоение программы детьми. У девочек, по сравнению с мальчиками, эти  показатели более высокие из-за разницы в темпах развития эмоциональной и поведенческих сфер данной возрастной категории. Программа показана детям с гиперактивностью, синдромом дефицита  внимания, с начальной стадией аутичности, с низкой потребностью и небольшим опытом коммуникаций. После освоения программы поведенческие реакции «выравниваются» до необходимого и комфортного поведения в группе, социуме.

Алгоритм занятия                

Этап занятия

 

Форма, содержание, приемы Цели, задачи
1.Организационный (практический этап) Приветствие всех участников занятия (ритуал) Настрой на работу, наработка групповых навыков общения
2. Повторение пройденного материала  (практический этап) Краткий обзор предыдущего занятия, упражнения на вспоминание Актуализация знаний
3.Проверка домашнего задания (если было задано) (практический этап) Демонстрация, предъявление, объяснение Мотивация познавательной деятельности, активизация памяти,  концентрация внимания
4. Введение в новый образовательный материал или информацию (теоретический) Инициация интереса и интеллектуальной активности через введение аналогий Стимулирование роста интереса к новому материалу
5. Обобщение (практический этап) Индивидуальная оценка информации,  общее групповое обсуждение Осмысление и принятие программных понятий, информации.  Навык работы в группе
6. Динамическая пауза (практический этап ) Двигательно-танцевальные упражнения, психогимнастика, мини-игры Переключение, отдых, релаксация
7. Вывод (практический этап) Коллективная выработка мнения и оценки по практическому применению материала, информации. Групповая рефлексия
8. Закрепление информации (практический этап) Тематические игровые или творческие задания Наработка навыков использования программного материала
9. Организационный (практический этап) Прощание участников занятия (ритуал) Наработка групповых навыков общения

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
%d такие блоггеры, как: