Главная

Одаренные дети

Понятие одаренности.  Концепция одаренности

Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Это существование особой группы детей, которые  качественно отличаются от сверстников,  – это дети, опережающие сверстников в развитии.  В  связи с этим, в педагогической теории и практике стоят задачи: разработка теории и создания системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;  разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.

Разработка концепции одаренности важна не только для решения проблемы обучения одаренных детей, но и для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. Это фундамент для дальнейших методик диагностики и прогнозирования развития и целей, принципов, содержания, форм и методов образовательной деятельности.

Виды одаренности детей

Кого считать одаренными детьми? Ответ на этот вопрос дает теория одаренности. Но в жизни и педагогической практике всё оказывается сложнее: представления о концепции одаренности у разных педагогов различны,  существуют культурно-образовательные традиции, которые меняются,  не полностью  разработана теория одаренности.

Известный специалист в области детской одаренности Н.С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет  категории детей, которых принято обычно называть одаренными:

  • дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
  • дети с высоким уровнем творческих способностей;
  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты, спортсмены) – их чаще называют талантливыми;
  • дети, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Согласно определению одаренности, индивиды могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики.
Можно также рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности ребенка (математика, музыка, живопись).

Если анализировать  способности более общего плана, не связанные с различными формами профессиональной деятельности, можно дифференцировать психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.

  1. Психомоторная (спортивная) тесно связана со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестезически-моторной и зрительно-моторной координацией тела. Стандартизованные тесты на перцептивно-двигательное развитие позволяет оценивать различные параметры моторного развития: темп, ритм, координацию движений, скорость реакций.
  2. Интеллектуальная одаренность связывается с высоким уровнем интеллектуального развития, повышенной любознательностью и сообразительностью. Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта.
  3. Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами используют стандартные оценочные тесты достижений.
  4. Социальная одаренность рассматривается как многоаспектное явление, определяющее успешность в общении: лёгкость в установлении контактов и общительность. Для выявления такой одаренности используется стандартизованные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей.
  5. Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Диагностические методы направлены на оценку морального уровня развития.
  6. Творческая одаренность определяется теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчества: оригинальность мышления, генерирование идей и решений, художественно-эстетические  проявления, талант в музыке, литературе и творчестве. Шкалой измерения являются мониторинг достижений.

Проблемы одаренного ребенка

Как ни парадоксально это звучит, именно талантливый ребёнок доставляет педагогам немалые затруднения в обучении детского коллектива, потому что одарённость часто имеет полярные положительную и отрицательную сторону.

К плюсам относятся отличные вербальные навыки, эмоциональная стабильность, способность к творчеству, многообразие интересов, хорошая память, ярко выраженная индивидуальность и абстрактное мышление.  К отрицательным чертам можно отнести диктаторские наклонности, завышенные требования к себе и окружающим, колебания интересов, различную скорость письма и мышления по сравнению с ровесниками, слабую физическую подготовку.

Интеллект развивается с опережением, а личностная и социальная сфера соответствует биологическому возрасту, запаздывая в своём развитии. Одаренный ребёнок нацелен быть всегда в центре внимания, получать только похвалу и высокую оценку своим способностям. Ошибаясь или не встречая похвалы, он может обижаться и капризничать.

 

Чтобы помочь ребёнку правильно развиваться в коллективе ровесников, важно понимать особенность социализации таких детей. И проводить работу, направленную на формирование навыков позитивного общения со сверстниками!

Трудности обучения, когда не ведётся работа по стимулированию развития проявленных детских способностей:

— Трудности общения с другими детьми.

— Социальная изоляция из-за отсутствия равных по его уму детей. Такому ребёнку необходимы сверстники не по возрасту, а по уровню развития его интеллекта.

— Сложность найти близких по духу людей. Попытки подстраиваться под сверстников и стараться казаться похожими на них.

— Вынужденное участие в совместных с одноклассниками мероприятиях, которые для одаренного ребенка скучны и мало интересны.

— Богатая фантазия и огромное желание учиться.

— Повышенный интерес к проблемам устройства мира и роли человека.

— Потребность во внимании со стороны взрослых.

— Одарённый ребёнок часто излишне любопытен, внимателен, проявляет усидчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.

— Также может быть выражено и, наоборот,   формальное отношение к учёбе.

— Физическое  отставание  от ровесников.

— Не стремится отстаивать своё мнение в споре.

— Собственное представление о юморе (могут высмеивать слабости и промахи других детей).

— Болезненно реагируют на критику в свой адрес.

— Не сдержан, не умеет уступать и контролировать своё поведение.

Организация работы с одаренными детьмиКаждого человека в чём-то можно считать талантливым. А добьётся он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, и представится ли ребёнку возможность реализовать свою одарённость.

Выявление таланта — задача кропотливая и сложная.

Это: наблюдение, выявление предпочтений, интересов и особенностей детей,  анализ успешности и результативности, мониторинг успехов и достижений.

Принципы практической организации работы по  развитию одарённых детей:

— Поддержка талантливых детей в их самореализации.

— Корректирование стандартных программ и планов для работы именно с одарёнными детьми.

— Предоставление более сложных заданий для одаренных детей и контроль за их выполнением

— Обязательное участие одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.

— Поощрение дипломами, грамотами и призами.

— Ориентация на личностные детские характеристики.

— Помощь в решениях возникающих индивидуальных детских проблем.

Выстраивание работы с одаренными детьми:

— Формирование уверенности в успехе посредством индивидуальных занятий (для всех одаренных детей.)

— Более углублённое изучение предметов (факультативы и дополнительные занятия).  Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность. Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах и мозговых штурмах.  – Развитие интеллектуальной и академической одаренности.

— Физическое и спортивное развитие и совершенствование по дополнительной программе при спортивной одаренности.

— Эстетическое воспитание и развитие творческих навыков, вкуса, культурного кругозора. – Развитие творческих склонностей.

— Взаимодействие с другими институтами (семья, профильные учреждения, спонсоры).

— Награждения и поощрения, публикации в СМИ.

— Оказание личностной поддержки.

Считается, что одаренный ребенок не будет испытывать трудностей в жизни, проблем в учёбе и  ему уготовано перспективное будущее. На самом деле, у многих одаренных детей большие сложности в школе, дома и трагедии в подростковом возрасте. Постоянное родительское одобрение может привить ребенку завышенную самооценку, что часто не позволяет найти точки соприкосновения с ровесниками. Неумение приспосабливаться и общаться с детьми может обернуться огорчениями в подростковом возрасте, неэффективными коммуникациями в дальнейшей жизни. Составляя индивидуальную программу по обучению, необходимо планировать тесное взаимодействие с семьёй! – тогда образование будет иметь положительную динамику. Это также позволяет максимально выявить сильные и слабые стороны ребенка, его потенциал.

Важна постоянная поддержка ребенка в образовательном учреждении и в семье!

Должно создаваться единое психолого-педагогическое воспитательное пространство (с понятными всем участникам взглядами, понятиями, ресурсами, планами, перспективами, направлениями, действиями).

Одарённая личность способна внести большой вклад в развитие общества. Не развивать таланты – ошибка любого государства.

Работа с одарёнными детьми – важная образовательная миссия.  Это постоянный и непростой процесс, который требует от педагогов и воспитателей новых знаний, гибкости, личностного роста и тесного сотрудничества с родителями.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: