Главная

Мастер-класс

Мастер-класс. Взаимодействие психолога дополнительного образования с родителями дошкольников в рамках реализации ФГОС (презентация + практическая работа)

Текст к презентации
Бараева Рита Владимировна, педагог-психолог учреждения системы дополнительного образования детей, Щелково, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Романтик»
В «Романтике» 15 лет, по содержанию, направлениям и форме деятельность исключительно разнообразна. В настоящее время работают 2 педагога-психолога (две территории, далеко удаленные) в составе методической службы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (ИБЦ, методическая служба).
Приоритетное направление деятельности психолога в настоящее время в учреждениях системы дополнительного образования, в нашем Центре, востребованное родителями, любимое мной, — это работа с дошкольниками и их родителями. Приоритетное – перспективное, приносит деньги, количество воспитанников постоянно возрастает. Востребованное – массовое, активное. Любимое – честная, позитивная и ресурсная аудитория, возможность использования множества самых творческих (фантастических!) приемов, технологий.
Хочется отметить ряд особенностей работы в учреждении дополнительного образования –
а) преимущественно домашние дети дошкольного возраста (нет навыков общения в детском коллективе, дисциплины, ответственности, самостоятельности, «залюбленные» дети),
б) все больше детей из ДОУ после его посещения (родители считают, что там ребенка не развивают),
в) необязательность посещения и запись в группу, когда у ребенка проявляется качество — «не как у всех»,
г) родительские амбиции (множественное одномоментное развитие «во все стороны» — 3-4 кружка или секции — без учета желаний и возможностей ребенка).
Часто звучит: «У нас все хорошо». При этом возможности детей это – снижение важных жизненных показателей здоровья (ММД, неврозы, снижение уровня зрения из-за компьютерной зависимости и слуха в связи с постоянной бытовой аудионагрузкой, ЗПР и ЗРР), поведенческие проблемы (гиперактивность, детские страхи), а также раннее взросление, рождение ребенка в период, когда старший ребенок идет в школу и т.д.
Итак.
Очень разные дети по уровню физического, интеллектуального и психического развития, по запросам, возможностям, которым в скором будущем одинаково предстоит испытание школой.
Часто амбициозные, не всегда умелые и знающие – в качестве воспитателей — родители.
В связи с этим, очень хочется быть максимально полезной в процессе развития, становления и взросления каждого ребенка. И без системной работы с родителями сложно добиться серьезных положительных результатов.

Основные моменты ФГОС
1. Для сохранения самоценности дошкольного детства новые образовательные стандарты ставят во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру как ведущий вид деятельности и форму развития.
2. Цель – развитие ребенка при реализации всех видов обучения.
3. Организация видов детской деятельности – партнерская, не руководство, а взаимо-действие, совместная деятельность взрослого и педагога.
4. Важно создать образовательное пространство с едиными критериями, духовно-нравственными, культурными ценностными ориентирами, арсеналом накопленных знаний, направлений, форм и методов для развития дошкольника. Это значит – активное привлечение родителей к работе.
5. Задача психолога в свете реформ – инициировать конструктивное взаимодействие ребенка и родителей, всячески повышать воспитательскую компетентность взрослых членов семьи, оказывать психолого-педагогическую поддержку семье в процессе обучения, воспитания и развития ребенка, оптимизировать сотрудничество семьи и образовательного учреждения.
Направления взаимодействия с родителями
— Диагностика – углубление понимания своего ребенка (готовность к обучению, рисуночные тесты по запросу, наблюдения)
— Прогностическое – прогнозирование детско-родительских отношений, влияющих на социализацию ребенка (консультации)
— Коррекция – изменение неэффективных родительских установок в воспитании ребенка (семейная терапия)
— Развивающая работа – помощь в развитии умений, важных во взаимодействии с детьми, помощь в развитии самого ребенка (семинары, консультации, лекции, тренинги)
— Консультативная работа – укрепление уверенности родителей в собственных возможностях, помощь в установлении теплых отношений в семье, обеспечение безопасной атмосферы для проработки собственных проблем родителей (вопросы отношений с детьми и роль родителей в воспитании)
— Просвещение – знакомство с основами педагогики и психологии, систематизация знаний о ребенке (методическая продукция, публикации, выступления)

Методы, формы, приемы, технологии

1. Домашние задания (обучение родителей новой игре или полученному навыку, конкурс, совместные выполнения упражнений и заданий, обмен данными, уточнения и советы, помощь)
2. Задания на каникулы (диагностика, совместные тематические рисунки или поделки)
3. Открытые и совместные занятия (открытые – демонстрация знаний, навыков, умений; совместные – равноценное участие детей и родителей)
4. Привлечение родителей через опосредованное участие (подарки, получение данных, совместные игры, демонстрация полученных знаний)
5. Обратная связь родителям – диагностика, наблюдение, ситуативное событие, беседы, лекторий, встречи, информация на стенде, сайте
6. Почта Доверия (получение сообщений от родителей)
7. Стенд «Уголок психолога», сайт (размещение информации, кабинет, мини — лекционный зал, новостная лента)
8. Лекторий (1-2 раза в месяц по отдельному плану, совместно с педагогами и логопедом)
9. Консультирование (61% – родители дошкольников)
10. Методические материалы (буклеты, листовки, памятки, сообщения)

%d такие блоггеры, как: